План – конспект открытого урока по теме
"Адаптация"
Использованная литература:
Белова Н. И., Наумова Н. Н. Экология в мастерских. Метод. пособие. - СПб.: "Паритет", 2004. - 224 с.
Объяснительная записка
Данный урок разработан по методике педагогических мастерских по экологии.
В основе применяемой технологии лежит ряд принципов:
- приоритетность личностных потребностей учащихся;
- создание поддерживающей атмосферы и условий для самопознания, самораскрытия и саморазвития учащихся, осознания ими необходимости нового экологического мышления и новой экологической этики;
- отбор содержания знания, при котором человек чувствует себя частью биосферы, принимает законы и ограничения целого (планеты Земля) и руководствуется ими в своей деятельности;
- интеграция естественно-научных и гуманитарных знаний, ядром которой является проблема принятия норм новой этики взаимоотношений человека и природы;
- интеграция способов постижения мира, включения когнитивной и эмоциональной сферы;
- обязательность рефлексии;
- равенство процесса познания и результата в проживании педагогической мастерской;
- принцип вероятностного результата.
Основная задача проведения данных уроков - помочь учащимся осознать особую роль человека как социального, этического существа, призванного привнести регулирующие нормы морали и нравственности в систему мироздания.
Формы активного познания мира, предложенные в данном уроке, способствует осознанному поиску места человека в современном динамично развивающемся мире.
Преподавание экологии часто рождает отстранённое отношение ученика к глобальным проблемам Земли: «Лично я живу в конкретном месте и в конкретное время, и кризиса нет» или «Кризис есть, но я с ним ничего не могу сделать». Эта проблема отчуждения снимается, если предполагается некоторое активное действие. Проживая его и рефлексируя (отражая, активизируя), учащийся осознаёт свою собственную позицию, сталкивается с отношением сверстников, со взглядами ученых-экологов.
Учащиеся на уроке знакомятся с основными понятиями экологии, с различными способами познания мира. Предложенный урок призван способствовать формированию представлений о человеке как части природы, способной осознанно руководствоваться в своей деятельности биосферными законами.
Тема урока:
АДАПТАЦИЯ.
Цель урока:
Продолжить развитие понятия «адаптация». Привести доказательства того, что адаптация – это процесс и результат приспособления организма, популяции или сообщества к определённым условиям (факторам) внешней среды.
В целях формирования научного мировоззрения учащихся, показать многообразие возможностей и подходов к познанию окружающего мира.
Продолжить формирование умений и навыков коллективной деятельности, получения и обработки и анализа фактического материала, умений делать заключения, выводы.
Задачи урока:
1. В процессе работы на уроке обеспечить условия для разграничения у учащихся понятий «сильнейший» и «наиболее приспособленный».
2. Подвести учащихся к осознанию того, что адаптация – это появление нового качества, процесс и результат одновременно.
3. Создание на уроке атмосферы для самопознания, самораскрытия обучающихся, осознания ими нового экологического мышления и новой экологической этики гражданина планеты.
Оборудование: чучела разных животных, растения в вазонах. Чучела и растения поместить в коробки.
Учебник: Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 304 с., ил.
Организация учащихся: учащиеся распределены в три группы, расположение столов в классе таково, чтобы рассадить учащихся в группах по кругу.
Ход урока.
1. Актуализация знаний. Тема сегодняшнего урока «Адаптация». Этот термин, вероятно, уже знаком Вам. Какой смысл вы ему придаёте? В каких случаях используете? К чему можно адаптироваться?
2. Цель урока: продолжить развитие понятия «адаптация». В ходе этого урока я покажу вам несколько новых подходов к познанию окружающей среды. Мы продолжим формирование навыков коллективной деятельности, с которыми Вы уже знакомы.
3. Учащиеся получают индивидуальное задание в тетради: написать фразу «Выживает сильнейший» и поставить знаки препинания в ней. Социализация в группе и межгрупповая (учащиеся рассказывают, какие знаки препинания они поставили и почему, учитель принимает их рассуждения, не комментируя и не делая выводов)
4. Соотнести эту фразу с фразой «Выживает наиболее приспособленный» - поставить между ними математический знак. Социализация в группе и межгрупповая (учащиеся рассказывают, какие математические знаки они поставили и почему, учитель принимает их рассуждения, не комментируя и не делая выводов). К знаку между фразами учитель возвращается в конце урока.
5. Написать на доске и в тетради тему урока: «Адаптация организмов». Какие вопросы вы бы поставили для раскрытия смысла этого словосочетания? Социализация (представители групп рассказывают, какие бы слова они употребили для раскрытия этого словосочетания).
6. В группе ответить на вопрос: «Адаптация – это процесс или результат?»
7. Если это результат (пример из учебника стр. 273 последний абзац, стр. 274 - 1, 2 абзацы), то можно «нащупать» ответы на вопросы: «В какой среде живёт животное? Чем оно питается? К каким условиям приспособлено растение?». Каждой группе выдаются чучела животных или растения, помещённые в коробки, что внутри коробок – не видно. Члены группы с закрытыми глазами «нащупывают» ответы на эти вопросы через отверстия в коробках.. Социализация (в процессе социализации учащиеся должны рассказать, не что это за животное или растение, а к чему оно приспособлено).
8. Вывод: адаптация - это результат.
ФИЗКУЛЬТМИНУИКА
9. Игра (используется как обучающая часть урока и как физкультминутка). Игра с мячом для всех участников. Цель – дать возможность понять, что адаптация – крупный скачок, возникновение нового качества (здесь – способность и возможность принять новое решение, выработка группой нового подхода, нового способа действий для улучшения ситуации в целом). Время отмечается на доске в столбик.
Задание: бросить мячик другому и поднять руку вверх, далее мячик должен оказаться у тех, у кого не поднята рука. Конец упражнения – когда мячик побывал у всех. Справиться необходимо как можно быстрее.
Ходы для игры:
- Можно ли улучшить время? (Повтор упражнения с незначительными улучшениями).
- Провокация: некоторые группы справились за … 6 сек.
- Как можно добиться улучшения времени? (Пауза для совещания).
- Благодаря чему удалось улучшить результат? Вывод: адаптация – крупный скачок, возникновение нового качества (способность и возможность принять новое решение, выработка группой нового подхода, нового способа действий для улучшения ситуации в целом). Т. е. адаптация – это процесс, идущий скачкообразно.
Вспомните, что вы делали перед скачком? Перестали нервничать и ссориться, придумали новую идею, почувствовали цель, приспособились.
10. Определение адаптации.
Адаптация – процесс и результат приспособления организма, популяции или сообщества к определённым условиям (факторам) среды.
Факторы среды
Абиотические Биотические Антропогенные
Адаптации
Морфологические Физиологические Поведенческие
11. В группе написать слово «приспособленец», найти в нем что-то значимое в связи со сказанным на этом уроке. Найти интонацию по отношению к человеку, которого вы бы так назвали.
12. Написать слово «приспособленность», найти в нём нечто значимое, найти главные части слова, несущие в себе суть явления. Главное в разборе слова выделить слово способ. Таким образом, приспосабливаться к новым условиям – не означает пресмыкаться или, наоборот, давить остальных, надо искать новый способ деятельности. Нужен качественный скачок.
13. Поставить математический знак между написанными в начале урока фразами «Выживает сильнейший» и «Выживает наиболее приспособленный».
«Выживает сильнейший» < «Выживает наиболее приспособленный».
Не всегда физическая сила является преимуществом в выживании.
14. Создайте формулу стоимости или цены адаптации (из чего складывается адаптация). В каждой группе формула должна быть своя, индивидуальная (такой формулы не существует, но её «придумывание» поможет лучше понять и систематизировать полученную на уроке информацию). Ниже приведены возможные варианты формул.
Адаптация = Потеря + Приобретение.
А = ТОПД (Теряя Одно, Приобретаешь Другое)
А = Успех – Потеря
А = (В - С) + Д
(В – то, что было; С – то, что потеряли, Д – то, что приобрели)
Вывод:
Таким образом, адаптация – это процесс, в ходе которого, организмы теряя одно, находят другое. Адаптация – это процесс, дающий результат. Приспособление – новый способ деятельности, качественный скачок развития.
Рефлексия:
Что нового вы узнали на уроке?
Что важное поняли?
Какие новые, неожиданные мысли у вас появились?
Какую цену вы заплатили за адаптацию к сегодняшней мастерской?
- Потеряли время.
- Приобрели новые знания, научились работать вместе, понимание того, что необходимо овладевать новыми способами деятельности, знаниями и умениями. Выживает умеющий делать себя самого.
Домашнее задание: найти в параграфе учебника примеры для подтверждения правильности постановки выбранного математического знака.